главная о клубе живая история наука форум
ссылки

Отчет о праздновании Перунова дня-2005

Второй клубный поход, приуроченный к празднованию Перунова дня, состоялся 23-24 июля 2005 года. Несмотря на то, что еще живы были воспоминания о первом походе, во втором решили принять участие семеро ладожан и трое добровольцев из «Черного ворона». Впрочем, памятуя ужасы маршрута-2004, были внесены коррективы, позволившие более не связываться с боброво-болотными участками Волчьей речки.
Концепция похода осталась неизменной- максимально быстрый переход на расстояние 35-40 км из точки А в точку Б, в аутентичной одежде и обуви, с последующими ночными побудками, тревогами и марш-бросками. Было поставлена задача - совершить переход за расчетное время 8-10 часов, что было успешно выполнено. Базового лагеря не было, потому все шмотки, еду и питье мы тащили с собой. В последний раз были разрешены туристические рюкзаки, ибо имеющиеся берестяные короба не могли вместить все имущество. К 2006 году мы полностью перейдем на аутентичные средства переноски.

Начали!
Взяв старт в 10 утра в точке А, все еще бодрые участники регаты резво достигли первого препятствия – реки Волчьей, которую с веселым матерком форсировали. Слегка отморозив йатца, бойцы устремились к первой контрольной точке, урочищу Минаевский хутор, который встретил нас солнышком и уютом.
На хуторе сразу стало ясно, кто из спортсменов халявил на этапе подготовки снаряжения, на исправление недочетов было дано 5 минут, попутно были наказаны нарушители заданного порядка передвижения, что сразу дисциплинировало остальных. Мило улыбаясь, бойцы рассказали в объектив камеры, чего они ждут от предстоящего похода, после чего зашлепали в сторону второй контрольной точки – урочища Зеленый кут.
Гуннар, а подворотничок-то не подшит!
Впереди- 40 километров
Первая треть похода прошла без сучка, без задоринки. Темп был взят высокий, идти было легко. Качество дороги, по мере приближения к Зеленому Куту, падало, но, наконец, была найдена некая пустошь, похожая на помянутый Кут, после чего участники получили возможность съесть немного копченого мяса и сыра и утолить жажду разбавленным водою вином. Посереди трапезы была объявлена тревога, но врасплох практически никого застать не удалось, один боец вскочил в строй, даже не заметив, что за его щитом волочатся привязанные к нему пожитки, также, при ближайшем рассмотрении обнаружилось, что многие вооружились чужим оружием, но зато сделали это очень оперативно.
Уже после выхода с привала мной овладело подозрение, что то, что мы приняли за Зеленый Кут – совсем даже и не он. Подозрение окрепло, когда внезапно исчезла дорога. Впрочем, вскоре она обнаружилась в виде тесного, но обалденно красивого коридора из сосен и подлеска. Землю обильно покрывал мох, все звуки гасли по мере углубления в этот своеобразный тоннель, и в скором времени мы почувствовали себя въетконговскими партизанами. Ушедшие вперед оперативно организовали засаду для основной группы, но нападавших деловито изрубили. Между тем, Зеленый Кут не появлялся. Наконец, отправленный вперед дозор вернулся и доложил об обнаружении некоего урочища, подходящего на искомое.
А на карте это - дорога!
-Начальник, братва интересуется, когда уже финиш?!
Зеленый Кут не зря был именно зеленым, а не красным или еще каким. Зелени в нем было по горло. Гигантская поляна, со всех сторон окруженная лесом и заросшая разнотравьем. По карте, из противоположного угла поляны должна была выходить дорога в сторону следующей контрольной точки- урочища Вороний хутор. Впрочем, мы уже знали, как обстоит дело в этих землях с соответствием карт реальности. Не знаю точно, каким образом поставлено дело на Военно-картографической фабрике, пользуют ли они спутники или аэрофотосъемку, но есть могучее подозрение, что свои данные о бывшей финской части Карпера они берут исключительно с финских карт до 1939 года. Потому как многие обозначенные дороги заброшены явно в то время, что видно по размеру деревцев, выросших посреди них, а многие дороги позднего происхождения и вовсе на картах отсутствуют, несмотря на то, что рядом военных объектов нет.
Дороги, как водится, видно не было. Но опыт похода-2004 подсказывал, что она прячется между какими-нибудь неказистыми кустами, и пока ты не подойдешь к ней на расстояние метра, ты её и не увидишь. Потому была отправлена разведка, обшаривать по периметру весь Зеленый кут и искать тропу, а остальные засели в высоченной траве и коротали время за лицезрением надвигающихся туч, сулящих конкретную грозу, что присутствовавшими язычниками расценивалось как весьма положительное явление в условиях Перунова дня. Присутствовавшие поклонники Белого Христа имели на этот счет, впрочем, свое мнение. Перед грозовым фронтом вовсю рассекал выводок молодых канюков, хором исполнявший что-то из репертуара Вагнера в их прочтении.
-Сколько на еду? Десять минут? Так я еще и поспать успею!
-Это ты нас сюда завел!!!
Тропа нашлась именно там, где её и ждали. Причем, начиналась она метрах в десяти вглубь леса, и со стороны Кута была в принципе незаметна. Две обвалившиеся и расплывшиеся колеи, обильно заросшие молодой порослью заставляли предположить, что нога советского человека сюда не ступала. Отряд двинулся по тропе, которая чем дальше, тем больше растворялась в лесу. И тут над головами ударил гром.
И как ударил! Гроза шла прямо над нами. Перун швырял одну молнию за другой. Между раскатами грома проходило не больше десяти-пятнадцати секунд. Язычники торжествующе выли и призывали Перуна, между тем как христиане втянули головы в плечи и поглядывали вверх с некоторой опаской. Попытка приободрить их предложением помянуть святого Илью не вполне удалась.
Гроза бушевала недолго, вскоре она умчалась на север, оставив лишь небольшой дождик. И тут дорог стало несколько, а мы вышли к озеру. Не то, чтобы я не любил озер. Дело было в другом. Тут не должно было быть никакого озера! Однако оно лежало перед нами, а на берегу его проводили пикничок какие-то аборигены. В местности они ориентировались еще хуже нас, на уровне «Мы по этой дороге приехали, нам по ней и возвращаться». Худо-бедно, но мы определили, где мы примерно находимся, оказалось, что крюка мы дали небольшого. Однако, теперь дорог было как минимум три, но в нужном направлении не вела ни одна. На небольшом совещании голоса разделились, и решено было идти по той дороге, которую предлагал Вышата. И тут нам повезло. Мы, конечно, еще не знали, что этот путь ведет прямо к Вороньему хутору. От хутора нас отделяла еще чертова куча километров под всепроникающим дождем.
Неунывающий Гостята
- Парни! А вот щиты вя зря бросили...
Выбранная дорога изобиловала поваленными поперек пути на уровне метра деревьями. Казалось, кто-то задался целью превратить эту часть похода в марафон с барьерами. Перебираться через эти стволы каждую минуту, скажу вам, удовольствие ниже среднего. Через полчаса дорога вывела на изумительную поляну, окруженную елочками, но едва основная часть путешественников успела ступить на поляну, на них ринулась засада. Поняв, что дело труба и я совершенно не готов к такому повороту событий, я успел лишь упасть как подкошенный, и это спасло мне «жизнь». В отличии от героя исландской саги, несшего за плечами в такой ситуации сыворотку, я тащил мясо и сыр, потому рубанувшему меня Вышате показалось, что второго удара тут не потребуется. Однако, моя многострадальная спина не пострадала, ибо сыр и мясо приняли удар на себя.
От души повеселившись, мы двинулись дальше. Дождь и не собирался стихать. Дорога раскисла до предела, а моральный дух бойцов подтачивался тем фактом, что было совершенно неясно, а правильно ли, собственно, мы идем. Пейзаж не менялся, и казалось, что дорога будет тянуться еще много дней и ночей. Тут мы с Михалкой отправились в разведку, оставив отряд печально сидеть на мокрых пожитках в молодом ельнике. Через десять минут я испытал чувства Колумба, увидевшего землю Америки. Дорога внезапно свернула, и за поворотом нашему взору предстало урочище Вороний хутор.
Урочище Вороний хутор
Дорога, которую мы выбираем
Вернувшись и сообщив об этом парням, мы вновь двинулись вперед. Вороний хутор оказался огромным покосом, на котором местами рос горох. Воронов на хуторе не было, впрочем, во время похода над нами их пролетела добрая сотня. Хутор вывел нас к большому озеру, на берегу которого сотня таджиков строила новорусский коттеджный поселок. По-русски чурки не кумекали и были немало впечатлены нашим появлением. На траверзе озера мы устроили второй привал с перекусом. Дождь ушел в сторону и парни приободрились. Исчезла неопределенность, по времени мы вполне успевали в контрольную точку, где нас должен был в назначенный час ждать Рагнар Гормсон. Попав в неё в 19.30 (интервал задумывался как 19.00-20.00), Рагнара мы не обнаружили (он не смог пробраться по намеченному пути и, встретив черных копателей линии Маннергейма, выяснил у них дорогу и сразу двинулся в конечную точку).
Мы, впрочем, этого не знали, потому провели полчаса под группой гигантских елей, спасаясь от надоеды-дождя. Тут некоторые неунывающие личности произнесли длинные речи, из которых следовало, что так хорошо им давно не было. Не уверен, что их мнение разделяли Вышата, у которого практически перестала существовать обувь, и Антон, повредивший ногу, из-за чего его скорость упала до 1-2 км в час. На морально-волевых качествах мы вышли к мосту через речку Волчью, описав, таким образом, гигантский полукруг.
А в тюрьме сейчас макароны дают...
Мы сделали это!!!
До конца оставалось километров пять, но тут реально стало хорошо. Наступило то состояние, когда мысли просто исчезают. Марш-бросок по заросшим перепадкам вывел нас на последнюю дорогу, заросшую и необитаемую. Она уходила вдаль, и, казалось, заканчивалась за горизонтом. Минуты стали часами. Некоторые принялись спрашивать у меня, когда мы придем на место. Я говорил им, что через пятьсот метров. Через пятьсот метров диалог повторялся в точности. Больше всего меня заботила нога Антона, но он, хромая, тем не менее, шел, хотя по его лицу было видно, чего это ему стоило.
Но и дороги не бесконечны. Нас встретило наше священное клубное место и Рагнар в цивильной одежде, с разведенным костром. Была еда. Было вино. Много вина. И усталости. Не было дождя и плохого настроения, хотя за плечами осталось около 40 километров, пройденных за 10 часов. Были ночные дежурства, общие тревоги, построения и марш-броски по ночному лесу, чтобы никто не подумал, что все самое трудное позади. И было ощущение братства, скрепившего всех, прошедших через Перунов день-2005.
Жизнь хороша!

При подготовке отчета использованы фотографии Виталия из клуба "Черный ворон"